Rectangle 10 Page 1 Shape Combined Shape
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки

Масленица и дорога в рай

Наш мир постоянно меняется, и в нем мало что сохраняется из давних обычаев с такой устойчивостью, как празднование Масленицы. Она пришла к нам еще из языческих времен, но и сегодня Масленицу гуляют все от мала до велика, в пустеющих деревнях и городах-мегаполисах. 


Провожая зиму, каждый ждет встречи с горячим круглым блинным чудом – символом праздника. Но радостно входя в Масленицу, даже зная название каждого дня праздника, мы не отдает себе отчета в том, что эти дни связаны между собой общей идеей. Снежный городок и блины, катание на тройках и сжигание масленичной куклы – зачем и о чем это? Разве только для того, чтобы проводить зиму? Нет, есть что-то более важное в Масленице, из-за чего языческий праздник сохраняется в христианском мире без всяких противоречий и неприятий. Это – идея возвращения в Рай. В тот Рай, где нет вражды и зла, кровопролития и смерти. Где все добры и бессмертны. Где человек, животные и вся природа дарят друг другу только радость.

Масленица — это языческий праздник? «Конечно!» — ответит практически любой и в целом, конечно, будет прав: корни этого праздника уходят еще в дохристианскую эпоху. Но почему же именно этот, по сути единственный языческий праздник, хоть и в преображенном, сильно измененном варианте, сохраняется в христианском мире до сегодняшнего дня?

Оказывается, христианству очень близок дух Масленичной недели, сокровенный смысл праздника, который сейчас, к сожалению, отошел на второй план. А ведь раньше поедание блинов, уличные гуляния, сжигание чучела и другие обряды напоминали людям… о Рае! Да, о том самом идеальном мире, который люди давным-давно утратили и в который, конечно, мечтают вернуться.

Одной из главных в Масленице становится тема бессмертия (какой же Рай без вечной жизни!), которое в языческой культуре осмысливалось как взаимосвязь родителей и детей, предков и потомков. Только при условии, что все человечество перестанет враждовать и будет одной большой семьей, возможно наше возвращение в Рай. 

1. Рай. Фреска.jpeg

Рай. Фреска

Символом этого семейного круга и становится масленичный блин, который никогда не был связан с почитанием солнца. Тут можно вспомнить, что блин в первую очередь — это поминальное блюдо, то есть еда, как бы соединяющая живых и умерших. Другой разновидностью круглого хлеба, караваем, благословляют молодоженов, чтобы семья была крепкой, а также встречают гостей, чтобы показать: вы для нас — как родные.

Масленица как семейный праздник начинается в предпоследнюю перед Великим постом субботу — так называемую Родительскую, когда в церкви идут поминальные службы. Вполне логично, что огромная семья человечества начинается с далеких предков, за упокой которых молятся живые. Не случайно в некоторых регионах (например, в Калужской, Владимирской областях) эту субботу называли «малой Масленкой».

2. Родительская суббота.jpg

Родительская суббота

Следующий за Родительской субботой день в церковном календаре получил название Неделя о Страшном суде. Евангельское чтение этого дня напоминает верующим о том, что главным условием возвращения в Рай станут дела любви и милосердия по отношению к своему ближнему (см. Мф. 25,31–46). Это воскресенье имеет и второе название — «мясопуст», потому что с этого дня перестают есть, «отпускают» мясные продукты. Название западноевропейского аналога славянской Масленицы, «карнавал», означает ровно то же самое — «прощай, мясо». Милосердие к животным также является непременным условием возвращения в Рай, где нет смерти, убийства и все, согласно Писанию, питаются растительной пищей (Быт. 1, 29–30). В то же время торжество этих дней показывает, что и без мяса необычайно вкусной и сытной пищи может быть вдоволь!

И вот, с понедельника начинается знакомая нам Масленица. Каждый из дней этой недели имеет свое название, однако смысл этих названий далеко не всегда в наше время воспринимается верно: традиция отмечания праздника постепенно забывается.


ПОНЕДЕЛЬНИК. «ВСТРЕЧА»


Понедельник — это продолжение поминания предков, которое началось в Родительскую субботу. Именно с ними встречаются (отсюда название дня) празднующие Масленицу, чтобы взять благословение на «игру». В понедельник пеклись первые блины на помин души умерших родственников — самые простые, еще не жирные. Согласно традиции, угощение раздают, начиная с самых старших членов семьи, поэтому и первые блины пеклись родителям. «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» — говорили люди, оставляя блины на кладбищенских крестах, а также на крыльце или на окне. Предки должны были «отведать» этих блинов: угощение предназначалось для детей и нищих (поскольку нищие — это тоже часть большой человеческой семьи), которые кричали хозяевам:

Паршивы ваши блины —

<Надо бы> по аршину длины!

Это означало, что надо не скупиться и лучше поминать предков.

Приход умерших обыгрывался и по-другому: дети воровали одежду, обувь и сельскохозяйственные орудия (соху, лопату), как будто эти вещи взяли предки.

Также в понедельник сооружаются большие снежные горы, которые напоминают о горнем, то есть небесном мире, утраченном людьми после грехопадения. Напоминает об этой трагедии соломенное чучело, которое становится олицетворением падшего человека, сделавшегося смертным (кукла — символ смерти). Это чучело, имеющее в разных губерниях и мужское, и женское обличье, обряжают в ветхие, дырявые одежды, символизирующие несовершенство, греховность нашей природы.

В некоторых регионах всю неделю по улицам водили скотину (например, корову в лаптях или козу в платке), напоминая людям о том, что грех превращает человека в скота.

3. Масленичная кукла.jpg

Масленичная кукла

ВТОРНИК. «ЗАИГРЫШИ»


В этот день, как ясно из названия, начинается масленичная «игра» (слово «заигрывать» в современном значении появляется намного позже, чем название дня).

Со снежной горы начинают кататься дети и молодожены. Это забава напоминает о том, что люди после Рая оказались на грешной земле. В то же время существовала примета: чем дальше будут скатываться сани, тем длиннее уродится лен. Лен — это тоже часть масленичной «райской» жизни, потому что одежда из него может стать заменой шерстяной, меховой и кожаной.

Катание на лошадях, на тройках становится символом примирения человека и животного.

И конечно, снова и снова гуляющие обращаются к теме человеческого рода как семьи. Во вторник приходили к неженатым девкам и юношам. Вокруг дома незамужней девки бороной вспахивали снег до земли, намекая, что женщина, подобно земле, должна приносить «урожай». А холостым парням к ноге привязывали колоду, чтобы те скорее искал себе помощницу, которая сделает их жизнь легче, как когда-то в Раю Ева была создана как помощница Адаму. Ведь земное бессмертие человечества — в создании новой семьи и рождении нового поколения.

4. Б. Кустодиев. Масленица.jpg

Б. Кустодиев «Масленица» 


СРЕДА. «ЛАКОМКА»


Слово «лакомиться» сейчас связано исключительно с едой, а когда-то оно означало «желать, любить кого-то». Традиционно в этот день ходили в гости «по заглядам», то есть в семью к той или к тому, кого выбирали себе в супруги. Нередко в этот день договаривались о будущей свадьбе. Если же гость был неугоден, то было принято отвечать: «Сами в гости званы». Навещали и молодоженов, чтобы посмотреть, счастливо ли живут.

Поскольку в этот день праздник с улицы переходил в дом, то для застолий начинали — только со среды! — печь первые жирные блины и потчевать ими гостей, давая понять, что хотят видеть в них членов своей семьи. На стол также ставились пироги, баранки, сладости и другое угощение.

5. Семейное застолье.jpg

А.В. Богданов- Бельский «Семейство за обедом» 


ЧЕТВЕРГ. «ШИРОКИЙ», «ПЕРЕЛОМ», «РАЗГУЛ»


В четверг праздник снова выходит на улицу и охватывает всех людей, из-за чего этот день и получает свои названия. Обряды четверга напоминают о том, что созданию огромной семьи мешают наши грехи и пороки, с которыми следует бороться.

Сооружается снежный городок (ледяной дворец, место, где живут наши грехи), который будет штурмоваться в субботу. Устраиваются уличные кулачные бои, изображающие семейные ссоры. В уличных театрах разыгрываются сценки и комедии с обличением пороков.

Но любой семейный раздор должен заканчиваться примирением и прощением. Как знак этого, во второй половине дня устраиваются уличные застолья с обильным угощением.

Народные традиции этого дня нередко поддерживались и на государственном уровне. При Петре Великом от Красных ворот к Красной площади двигались шутливые шествия, главными действующими лицами которых становились актеры, изображающие различные пороки. А Екатерина II любила устраивать на Масленицу праздники торжествующей Минервы — богини разума, справедливой войны со злом. Конечно, в образе богини часто выступала сама императрица.

Интересно, что знаменитая песня «Москва златоглавая» посвящена именно гуляниям Широкого четверга.

6. Праздник торжествующей Минервы Екатерины II.jpg

Праздник торжествующей Минервы Екатерины 

ПЯТНИЦА. «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»


Ни один день не породил столько ложных трактовок, сколько пятница. Наиболее авторитетные этнографические исследования XIX столетия объясняют, что смысл этого дня заключался в том, чтобы укрепить взаимопонимание и взаимную любовь между двумя поколениями.

После общего примирения в четверг «большая семья» снова расходится по домам. В этот день зять заявлял о себе как о хорошем кормильце и в доказательство посылал в дом к теще муку, масло, молоко, то есть «добытые» им продукты. В ответ теща, выпекая из этих продуктов блины, звала зятя к себе в гости, чтобы подчеркнуть: ее дочери есть в кого быть хорошей хозяйкой. Не случайно существует примета: хочешь узнать, какова будет жена, посмотри на тещу. В этой древней семейной игре христианская традиция увидела сходство с евангельским сюжетом посещения Христом дома Лазаря, где хлопотливая Марфа готовит богатое угощение для желанного гостя (Лк. 10, 38–42). 

7. Христос у Марфы и Марии.jpg

Ян Вермеер. «Христос в доме Марфы и Марии» 


СУББОТА. «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»


Логичным продолжением пятничного застолья у тещи является субботнее угощение, которое устраивает молодая хозяйка для незамужней сестры супруга — золовки. Таким образом, уже замужняя женщина передает эстафету взросления своей юной родственнице, демонстрируя радость семейных хлопот. И если теща являет собой образ старшей сестры Лазаря, хлопотливой Марфы, то золовка принимает на себя роль Марии, которая села у ног Христа и слушала Его слова.

Так субботним днем завершается игра в семейный круг, которая началась еще на прошлой неделе. Единением и любовью люди разрушают то холодное, зимнее царство греха, из-за которого человечество не ощущает себя единой семьей. В знак этой победы в субботу берется снежный городок, а с наступлением темноты совершается самое знаменитое масленичное действо — сжигают куклу, символ умершего человека, из которого возгорается огонь новой жизни. В этом же костре традиционно сгорает вся скоромная, жирная еда, которую не успели съесть. Если какая-то праздничная пища оставалась дома до воскресного дня, то нужно было скормить ее скотине. Наступал фактически первый постный день — Неделя (то есть воскресенье) сыропустная, когда происходит заговение на любую скоромную пищу. Говорили: «До Пасхи теперь — редька да хрен, да книга Ефрем» (имелась в виду книга святого Ефрема Сирина «О Рае» и великопостная молитва «Господи и Владыко живота моего…»).

8. В. Суриков. Взятие снежного городка.jpg

В. Суриков «Взятие снежного городка» 


ВОСКРЕСЕНЬЕ. «ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ», «ПРОВОДЫ», «ЦЕЛОВАЛЬНИК»


Когда-то Масленица была привязана к конкретной дате — 1 марта. В этот день наступал новый год, а весна сменяла зиму, знаменуя торжество жизни над смертью. Кстати, именно по этому дню Масленица уже в христианскую эпоху получила имя Авдотьи, Дуни, поскольку 1 марта — день памяти святой Евдокии:

Дорогая наша гостя Масленица,

Авдотья Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная — трехаршинная,

Лента алая — двуполтинная.

Но уже много столетий Масленица привязана к церковному календарю. Она всегда предшествует Великому посту, который в свою очередь зависит от переходящего празднования Пасхи. И Масленица, как ни удивительно, становится прекрасным подготовительным этапом для великопостного подвига.

Готовясь отправиться в семинедельный путь к Пасхе — «празднику праздников», как называет его Церковь — люди завершают масленичные гуляния испрашиванием прощения друг у друга. Для этого дня традиционен обмен фразами: 

– Прости меня, Христа ради! 

– Бог прости! 

Именно такой ответ с точки зрения языка является единственно верным, поскольку выражает надежду на Божье прощение, совместную молитву, а не утверждение, что Бог непременно простит. Сегодняшняя форма имеет то же самое значение. 

Сейчас уже мы редко обращаем внимание, что у слов «прощать» и «прощаться» один и тот же смысл, содержащийся в корне «-прост-»: простить — значит преодолеть обиды, сделать сложные отношения простыми. Когда люди расстаются, они хотят сделать свои отношения «простыми» (в противовес «сложным отношениям», как мы иногда говорим), так как не знают, сведет ли их вновь судьба. В знак примирения, прощения целуют друг друга. 

В христианской церковной традиции Прощеное воскресенье называют «Адамово изгнание», поскольку в этот день вспоминаются события, которые стали причиной изгнания человека из Рая. 

В нашей сегодняшней Масленице сложно переплетаются языческие обряды и христианские традиции, но смысл праздника остается неизменным много веков: всем нам, живущим на земле и ушедшим, необходимо почувствовать себя большой любящей семьей, чтобы найти дорогу в потерянный Рай.

9. Изгнание из Рая. Миниатюра.jpg

Миниатюра «Изгнание из рая» 

Авторы статьи: С. А. Зуйкова, И. В. Привалов.