Rectangle 10 Page 1 Shape Combined Shape
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки

Отражение событий современной отечественной истории в экспозиции Исторического парка «Россия - Моя история»

События отечественной истории XX в. остаются чрезвычайно актуальными для российской государственной и общественной повестки. При этом наибольшую гордость у россиян вызывают исторические события, пришедшиеся на период с 1945 г. до наших дней. Эти факты делают актуальным анализ феномена современной отечественной истории и ее репрезентации в музейных экспозициях, в т.ч. созданных с помощью новейших мультимедиа-технологий. В статье анализируется отражение событий отечественной истории 1945-2018 гг. в экспозиции мультимедийного Исторического парка «Россия – Моя история» в г. Москве. Автор исследует контент данной экспозиции и определяет степень охвата и проработанности представленного на ней материала. Также автор анализирует аналогичные экспозиции в ведущих музеях России с целью понять общие направления музейной репрезентации событий современной отечественной истории. Кроме того, исследователь дает практические рекомендации по дальнейшему развитию экспозиции Исторического парка.


Отечественная история XX в. остается чрезвычайно актуальной для российского общества. Современные политические дискуссии до сих пор разворачиваются вокруг событий бурного для истории России XX столетия. Не только профессиональные историки, но и государственные и общественные деятели публично формулируют свое отношение к таким ключевым событиям истории России XX в., как Великая российская революция, массовые репрессии второй половины 1930-х гг., Великая Отечественная война, распад СССР, общественный кризис 1990-х гг.
В частности, в декабре 2019 г. президент Российской Федерации В.В. Путин публично заявил о своих планах написать статью о роли СССР в событиях, предшествовавших началу Второй мировой войны. Свой взгляд на этот исторический период российский лидер представил во время выступления на встрече с лидерами государств-членов СНГ в г. Санкт-Петербурге.
Вопрос сохранения исторической памяти действительно волнует руководство современной России. Именно этим можно объяснить назначение в январе 2019 г. экс-министра культуры РФ В.Р. Мединского на пост помощника президента России, в задачи которого, по словам официального представителя Кремля, должна входить «координация государственной политики в исторической и гуманитарной сферах».
Учитывая, какое значение придается в государственной политике РФ задачам сохранения исторической памяти, представляется актуальной проблема «донесения» до граждан России информации о событиях недавнего исторического прошлого страны.
Необходимо отметить, что, согласно опросу «Левада-центра» от марта 2017 г., наибольшую гордость у российских граждан из событий истории XX в. вызывают победа в Великой Отечественной войне (83%) и «ведущая роль страны в освоении космоса» (41%). В то же время, на втором месте этого рейтинга находится присоединение Крыма к России в 2014 г. (43%).
Как можно видеть, современные россияне испытывают наибольшую гордость за исторические события, 1) современниками которых они были, или 2) которые отстоят от них на одно-два поколения. Этот факт позволяет поднять вопрос о том, каким образом можно охарактеризовать актуальный для современного российского общества период отечественной истории, начинающийся с 1945 г. и продолжающийся до наших дней.
На наш взгляд, этот период можно назвать «современной отечественной историей». Такое название вполне отражает и историческую действительность, и общественное и научное восприятие этого времени.
Необходимо подчеркнуть, что сам термин «современная отечественная история» еще не до конца «устоялся» и в научной среде, и в российском обществе в целом. С одной стороны, один из ведущих российских музеев, посвященных истории XX – начала XXI вв., в 1998 г. получил название «Государственный центральный музей современной истории России», что подразумевает довольно широкие рамки данного исторического периода. С другой стороны, ряд исследователей начинает современную отечественную историю с 1985 г., с начала «перестройки» в СССР. Таким образом, понятие «современная отечественная история» до сих пор остается дискуссионным, что делает нашу трактовку имеющей право на существование.
Каким способом можно «доносить» историческое знание до широкой аудитории? Если исходить из критерия наибольшей приближенности такого рода знания к реальности прошлого, то, на наш взгляд, здесь нужно обратиться к музейной репрезентации исторических событий. 
Именно музеи самим фактом своего устройства позволяют приблизить своих посетителей к событиям прошлого. Традиционно это делается с помощью экспозиций, насыщенных музейными экспонатами. Но с началом на рубеже XX-XXI вв. цифровой эпохи музейное дело столкнулось с новым вызовом – внедрением мультимедиа-технологий в музейные экспозиции.
Собственно, под мультимедиа можно понимать «сумму технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь». Именно мультимедиа-технологии, как верно отмечает культуролог Л.И. Белова, позволяют  сформировать «новые грани восприятия информации», т.к. «одновременно они могут передавать видео, анимацию, звук, графику, текст». Именно этот аспект делает мультимедиа-технологии столько важными для реализации одной из важнейших функций музеев – просветительской.
Активное использование мультимедиа-технологий в музейном деле трансформирует само восприятие транслируемого посетителям контента. Такой подход позволяет получить «эмоционально поддержанную использованием новейших технологий информацию», переведенную в формат «зрелища». Таким путем формируется «новая парадигма» оценки музейной экспозиции.
Использование в музейных экспозициях мультимедиа-технологий также позволяет во многом решить проблему превращения истории в «потребительское переживание», подчиненное «законам жанра блокбастера или Голливуда». Преображенные в самом новейшем ключе экспозиции являются весомой альтернативой получению обществом исторического знания из «контекста поп-культуры, развлечений и удовольствий».
51.jpg
Цель этой работы состоит в анализе отражения событий современной отечественной истории в экспозиции крупнейшего российского выставочного мультимедиа-проекта – Исторического парка «Россия – Моя история». Для анализа нами выбрана московская экспозиция Исторического парка, т.к. в 2018-2020 гг. она прошла через масштабное обновление контента.
Прежде чем обратиться собственно к экспозиции Исторического парка, рассмотрим состояние репрезентации событий современной отечественной истории в ведущих «традиционных» музеях, рассказывающих об отечественной истории России XX-XXI веков, - Государственном музее политической истории России в г. Санкт-Петербурге (ГМПИР) и Государственном центральном музее современной истории России в г. Москве (ГЦМСИР).
В ГМПИР современной истории России посвящены семь залов. В экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью» - залы № 3 («Послевоенный сталинизм»), № 4 («Противоречия хрущевской «оттепели» / «Время Брежнева: трудовые будни, идеологический пафос, повседневность»), № 5 («Время Брежнева: кризис идеологии, диссиденты, вожди»), № 6 («Время Брежнева: территория свободы»). В экспозиции «Человек и власть в России в XIX-XXI столетиях» - залы № 25 («СССР. От «оттепели» до Конституции 1977 г.»), № 24 («Гласность»), № 23 («Новая Россия»).
Создатели данных экспозиций в качестве лейтмотива выбрали, с одной стороны, дихотомию «власть – общество», с другой стороны, акцент на жизни людей в обстоятельствах конкретной эпохи. На наш взгляд, экспозиции ГМПИР не свободны от определенных композиционных перекосов. Так, при рассказе об истории послевоенного сталинизма акцент делается, прежде всего, на репрессивных сторонах политического режима того времени, в то время как более разноплановой жизни советского общества остается во многом на заднем плане. При рассказе о брежневском времени имеет место явный перевес повествования о диссидентском движении и контркультуре над рассказом о других явлениях этого периода. По сути, не раскрывает экспозиция эпоху «перестройки» и постсоветской России, делая акцент скорее на эмоциональном восприятии, а не осмыслении событий этого времени.
В то же время стоит отметить активное насыщение экспозиции музея аудио-, видео- и фотоматериалом, современным эпохе второй половины XX – начала XXI вв. ГМПИР действительно является «пионером» в деле дополнения «традиционной» музейной экспозиции мультимедиа-материалом, позволяющим ярче рассказывать в т.ч. о частной жизни людей.
Если говорить о ГЦМСИР, то в данный момент его экспозиция проходит через процесс реставрации. Однако сейчас уже открыты залы, посвященные событиям отечественной истории второй половины XX – начала XXI вв.: № 16 («Подарки советскому народу и руководству СССР»), № 17 («СССР в середине 1950-х – начале 1980-х гг.»), № 18 («Советское общество в 1970-х – 1985 гг. Нарастание кризиса советской системы»), № 21 («Перестройка в СССР. 1985-1991 гг.» / «Становление новой России. 1992-1999 гг.»), № 22 (Россия в начале XXI века»), № 23 («Приоритеты развития России в XXI веке»), № 24 («Единство в многообразии»), № 25 («Связь времен – связь поколений»), № 26 («Символы России»). 
В экспозиции ГЦМСИР мультимедиа-материал используется не как самостоятельная составляющая, а как дополнение к имеющимся в коллекции музея экспонатам. При знакомстве с экспозицией возникает ощущение, что ее авторам так и не удалось соблюсти нужный баланс между мультимедиа-технологиями и «традиционными» экспонатами. Поскольку по факту явный приоритет не получила ни одна из этих двух составляющих, в целом обновленная экспозиция не позволяет посетителю, при всем желании, составить гармоничный образ современной отечественной истории.
В то же время, надо указать на залы музея, посвященные истории России в начале XXI в. Сама попытка рассказать в рамках масштабной экспозиции об этом историческом периоде - одна из первых в России. Однако факту данная экспозиция построена на наборе разрозненных сюжетов. Дает о себе знать и отмечавшееся уже выше не вполне органичное соединение «традиционных» экспонатов и мультимедиа-технологий. В результате достоверное впечатление о недавних событиях, уже успевших, однако, стать историей, у посетителя, скорее всего, так и не сформируется.
Как можно видеть, на данный момент ведущими российскими музеями предприняты попытки подготовить экспозиции, посвященные современной отечественной истории, с активным использованием мультимедиа-технологий. Однако данные попытки не всегда последовательны и не отличаются необходимой и равномерной полнотой представления исторического материала.
Конечно, такая ситуация во многом вызвана ограниченностью самого «традиционного» музейного формата и неизбежными при подготовке любой экспозиции субъективными моментами. Но из-за этого сам вызов, связанный с необходимостью достоверного представления исторического материала в новом формате, в т.ч. о современной истории России, не становится менее актуальным.
Довольно успешный, на наш взгляд, подход к решению данной проблемы был найден при создании экспозиции Исторического парка «Россия – Моя история», открытой на московской ВДНХ в 2015 г. Мультимедийный Исторический парк вырос из формата ежегодных исторических выставок «Россия – Моя история», проходивших в 2013-2017 гг. в Центральном выставочном зале «Манеж» в г. Москве.
Однозначный выбор в пользу мультимедийного формата экспозиции позволяет ее создателям, как признают даже критики самой идеи Исторических парков, «во всей полноте осветить историю страны».
Критика данной экспозиции за «перегруженность информацией», казалось бы, обоснованная, не вполне учитывает роль такого рода Исторических парков в деле школьного просвещения. Ведь работа с материалами экспозиции мультимедийного Исторического парка помогает учащимся «научиться структурировать информацию, подбирать логически верные составляющие различных видов восприятия и заодно повысить навыки в проектной работе». В результате у школьников стимулируется «развитие творческого подхода», так необходимого в современном мире. О реальном образовательном потенциале ресурсов мультимедийных Исторических парков говорит наличие разработанных министерствами просвещения и высшего образования и науки РФ специальных методических рекомендаций, методические разработки для среднеобразовательных школ ряда российских регионов.
52.jpg
Стоит подчеркнуть, что содержание экспозиции отвечает задачам школьного просвещения и соответствует разделам VIII и IX Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Экспозиция Исторического парка, посвященная событиям современной отечественной истории, создана на основе материалов выставки «Россия – Моя история. 1945-2016 гг.», проходившей в ЦВЗ «Манеж» в ноябре 2016 г. Сейчас эта экспозиция составляет часть постоянной музейной выставки об отечественной истории с 1914 г. до наших дней.
Среди авторов материалов экспозиции: ассистент кафедры истории общественных движений и политический партий исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова А.В. Абрамов; к.и.н., ведущий научный сотрудник ИРИ РАН А.В. Голубев; сотрудник ГЦМСИР Ф.И. Кукин; заведующий редакцией спорта БРЭ В.И. Линдер; д.и.н., ученый секретарь ГПИБ России А.В. Сазанов; к.и.н. А.А. Черных. При создании экспозиции авторы ориентировались на работы отечественных и зарубежных исследователей, привести полный список которых не позволяет формат данной статьи. Также создатели экспозиции при подготовке контента активно использовали материалы статистических сборников.
Сама экспозиция «Россия – Моя история. 1945-2018 гг.» размещена в восьми залах.
Первый зал - «1945 г. Геополитика» - посвящен состоянию мировой политики на момент победы Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне и начала «холодной войны».
Тач-пад «Итоги Второй мировой войны» позволяет посетителям понять, в каком внутреннем и внешнем положении находились страны-участницы мировой войны на момент ее окончания. В данных материалах подробно описаны причины формирования блокового разделения на мировой арене и возникновения двух мировых сверхдержав – СССР и США.
Уникальным контентом экспозиции является тач-пад «Западные планы нападения на СССР». Надо сказать, что данная тема практически не находит своего отражения ни в других тематических экспозициях российских музеев, ни в широком общественном сознании. Рассказ о британском плане наступления на советские войска в Центральной Европе «Операция “Немыслимое”», а также об американских планах нападения на СССР второй половины 1940-х – 1950-х гг. позволяет посетителям составить адекватную картину развития противоречий между СССР и странами Запада. Причины, по которым Москва была вынуждена форсировать укрепление своих международных и военно-политических позиций, становятся из данных материалов совершенно очевидными.
Тач-пад «Новый миропорядок», по сути, может заменить целую главу в школьном учебнике истории, посвященную послевоенным международным отношениям. Здесь четко прослеживаются этапы формирования европейской политики бывших союзников по Антигитлеровской коалиции, создания международных институтов на обломках прежней системы миропорядка, возникновения биполярной системы международных отношений. На наш взгляд, по материалам данного тач-пада посетитель может составить исчерпывающее представление о начальном этапе «холодной войны».
Второй зал – «1945-1953 гг.» – посвящен теме послевоенного восстановления и развития СССР. В целом стоит отметить выверенный характер экспозиции данного зала, показывающей реальные противоречия этого времени.
Из материалов тач-пада «Восстановление страны» посетитель может понять, насколько сложным был процесс возрождения СССР после Великой Отечественной войны. Хорошо показано, что к не всегда однозначным результатам приводила в это время социальная и экономическая политика советского государства. В частности, авторы экспозиции подробно разобрали ситуации массового голода 1946-1947 гг., роста послевоенной преступности, жизни инвалидов войны.
В то же время другой тач-пад зала – «Строительство сверхдержавы» – рассказывает о реальных успехах СССР в послевоенные годы. Эти достижения показаны здесь на конкретных примерах: развитие ракетно-ядерной сферы, прорывы в образовании и науке, бурный рост развития промышленности и т.д. Кроме того, в одном из материалов рассказывается о противоречивой политике официальной власти по отношению к РПЦ в послевоенный период, что не всегда, к сожалению, находит отражение не только в музейных экспозициях, но даже в научных работах.
Отдельно надо сказать о наличии в зале тач-пада «Культ личности Сталина – трагедия страны», материалы которого посвящены дальнейшему укреплению режима единоличной власти И.В. Сталина, ужесточению репрессивной политики, идеологическим кампаниям послевоенных лет. В результате экспозиция зала формирует у посетителей довольно объективное понимание многофакторности и разнонаправленности исторического процесса.
Третий зал – «1953-1964 гг.» – посвящен истории внутренней и внешней политики СССР в период «оттепели». 
Хорошо, на наш взгляд, освещена в тач-паде «После Сталина» внутренняя ситуация в СССР после марта 1953 г. В материалах раздела показаны изменения расстановки на вершине политической власти СССР, что непосредственно влияло на подготовку государственных решений. Кроме того, здесь подробно рассказывается о таких аспектах начавшейся в СССР десталинизации, как борьба с культом личности в идеологии и политике, отказ от массовых репрессий, начало процесса массовой реабилитации репрессированных.
В тач-паде «Эпоха романтического социализма» ярко продемонстрированы противоречия, характерные для периода «оттепели». С одной стороны, в данных материалах рассказывается о реальных достижениях этого времени: совершенствовании социальной политики, новом этапе массового жилищного строительства, успехах в научной сфере, прорыве в освоении космического пространства. С другой стороны, показаны и управленческие ошибки советского руководства во главе с Н.С. Хрущевым, приведшие, в частности, к новочеркасской трагедии 1962 г.
Отдельно нужно указать на материал о хрущевской антицерковной кампании. Данная тема, к сожалению, не всегда находит отражение в музейных экспозициях и научно-популярной литературе, что приводит к возникновению «белого пятна» в общественном сознании.
В тач-паде «Внешняя политика СССР» отражены все основные аспекты участия СССР в международных отношениях середины 1950-х – середины 1960-х гг. Как и в случае с тач-падом «Новый миропорядок», тач-пад «Внешняя политика СССР» заменяет, по факту, целую главу школьного учебника и может быть полезен школьникам при подготовке к экзаменам и проектам, т.к. все основные этапы и события советской внешней политики периода «оттепели» нашли здесь свое отражение.
Четвертый зал – «1964-1985 гг.» – посвящен внутреннему и внешнему развитию СССР в период, характеристика которого среди историков и в обществе в целом пока не «устоялась». Кто-то называет его «застоем», кто-то – «золотой осенью», кто-то – «развитым социализмом». В целом необходимо отметить, что авторы экспозиции сумели показать данную эпоху не только как время возникающих в советском обществе противоречий, но и как время серьезных успехов в социально-экономическом развитии.
В тач-паде «Внутренняя жизнь СССР. 1964-1985» представлены материалы не только о противоречиях в социально-экономической сфере и национальной политике, но и о реальных шагах советского руководства по реформированию экономики и о достижениях в развитии страны в этот период. Таким образом, у посетителя возникает понимание, что характеризовать это время отечественной истории как «застой» не вполне верно.
Общественная динамика периода 1964-1985 гг. показана в материалах тач-пада «Власть/Несогласные». С одной стороны, здесь показано реально существовавшее наличие в среде советских руководителей разных мнений о путях развития страны. С другой стороны, подробно разбирается и состав и деятельность диссидентского движения в СССР, ставшего заметным явлением общественной жизни. В качестве «переходного» материала между этими двумя тематическими блоками используется повествование о Конституции СССР 1977 г., в которой были закреплены как всевластие КПСС, так и формально демократические права советских граждан.
В тач-паде «СССР в мире» подробно освещаются такие аспект советской внешней политики второй половины 1960-х – 1970-х гг., как отношения между социалистическими странами, переход к «разрядке» по итогам достижения военно-стратегического паритета между сверхдержавами, обострение советско-американских отношений в результате действий администрации США и ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. Этот раздел, как и предыдущие, посвященные международным отношениям, очень информативен и вполне подходит для подготовки к школьным экзаменам и проектам.
Пятый зал – «1985-1991 гг.» – посвящен бурным событиям «перестройки» в СССР.
Основной тач-пад – «”Перестройка” в СССР» – получился довольно информативным. В материалах разнопланово освещаются события насыщенного горбачевского времени. Говорится и о противоречивых социально-экономических мероприятиях советского руководства, и о разнонаправленных общественно-политических преобразованиях, и о кардинальных изменениях в советской внешней политике. Все это, на наш взгляд, позволяет посетителю составить достаточно полное представление о «поворотах» истории последних лет существования СССР.
Уникальным контентом, представленным на экспозиции, можно назвать тач-пад «Причины развала СССР». Здесь создатели выставки сумели подробно объяснить, какие факторы и каким образом повлияли на крушение СССР. Надо отметить, что все эти аспекты описаны взвешенно, с точки зрения профессиональных историков.
Тач-пад «Развал СССР: хроника событий» может служить хорошим подспорьем при подготовке школьных и вузовских проектов по этой сложной и вызывающей широкую общественную дискуссию тематике. По сути, как молодые люди, так и их родители при ознакомлении с данными материалами получают возможность узнать (или вспомнить), как месяц за месяцем шел обвал советской системы. Процесс этот показан во всей его динамике и исторической сложности.
Шестой зал – «1992-1999 гг.» – посвящен событиям самой противоречивой эпохи современной истории России. Надо отметить, что в целом авторам экспозиции удалось выдержать исторический, объективный подход к событиям этого сложного времени.
Материалы тач-пада «Демонтаж системы Советов» позволяют посетителям разобраться в очень непростой теме – политической борьбе между президентом РФ Б.Н. Ельциным и российским парламентом за выбор пути конституционного развития России в 1992-1993 гг. Авторам экспозиции удалось взвешенно объяснить, какими противоречиями действовавшей тогда Конституции было вызвано это политическое противостояние, как оно развивалось и к каким трагическим событиям в сентябре-октябре 1993 г привело. Этот тач-пад позволяет разобраться в сложных процессах возникновения нынешней российской государственности, что может сделать его востребованным разными категориями посетителей.
В тач-паде «Россия в эпоху реформ» довольно объективно показаны разнонаправленные процессы в России 1990-х гг. Это и принятие Конституции новой России в 1993 г., и распространение прежде недоступных обществу свобод, и обострение угроз сепаратизма и олигархического влияния на власть. В результате у посетителя, на наш взгляд, возникает разноплановая картина действительно противоречивой эпохи.
В тач-паде «Россия и мир», в целом объективно показываются основные направления российской внешней политики в 1990-е гг. В то же время политика РФ на мировой арене не «мажется» авторами одной краской. В частности, здесь объективно рассказывается о попытках российского руководства отстоять интересы страны во время кризиса в Югославии.
Отдельно стоит указать на тач-пад, посвященный российской экономике 1990-х гг. Его материал вполне может заменить главу школьного учебника по данной теме. Экономические реформы и кризисы рассмотрены здесь подробно и достаточно объективно, с выявлением их причин и последствий.
Во многом уникальный контент присутствует в седьмом зале экспозиции. Здесь рассказывается об итогах 1990-х гг. для российского общества. Опираясь на материалы официальной статистики, авторы сумели показать неутешительные результаты десятилетия радикальных реформ для современной России. Этот материал вполне может служить подспорьем как для подготовки к школьным экзаменам и проектам, так и для участия в исторических и общественных дискуссиях о 1990-х гг.
11.jpg
Восьмой, заключительный зал выставки посвящен истории России начала XXI в. Необходимо подчеркнуть, что это одна из первых в России попыток рассказать об отечественной истории XXI в. языком музейной экспозиции. Данный факт делает эту часть выставки значимой для всего российского общества, т.к. позволяет взглянуть на события истории России последних лет уже с высоты исторического «полета».
Стоит отметить в целом выверенный и историчный характер данного раздела экспозиции. В материалах тач-падов рассказывается и о непростой внутренней ситуации в России на рубеже веков, и об основных этапах политических преобразований, и о событиях в мировой политике и роли в них России, и о современных направлениях социально-экономического развития страны, и о духовной жизни российского общества. Можно сказать, что авторы экспозиции создали первый в России мультимедиа-учебник об отечественной истории XXI в.
Отдельно необходимо сказать о присутствующих на экспозиции «Россия – Моя история. 1945-2018 гг.» своеобразных «сквозных сюжетах». Так, в каждом ее зале присутствует тач-пад с материалами, рассказывающими об истории отечественных культуры и спорта. В результате посетитель может последовательно проследить, как менялась на протяжении последних десятилетий отечественные музыка, театр, кино, живопись, литература, телевидение, спорт. Учитывая наличие в ЕГЭ по истории обязательного блока вопросов по истории отечественной культуры, эта часть экспозиции очень важна и актуальна для школьников.
Уникальным контентом экспозиции также является прослеживаемая по годам динамика в высшем политическом руководстве страны. Посетитель имеет возможность понять, как соотносились общественные изменения, о которых речь идет в тач-падах основной части выставки, с переменами на политическом «олимпе».
Надо также отметить проведенную создателями выставки работу по сбору статистики о развитии союзных республик СССР, и включение этого материала в экспозицию. В результате посетители не только из России, но и из стран ближнего зарубежья имеют возможность узнать об итогах развития своих государств в советское время.
Итак, можно сказать, что авторами выставки в целом успешно решена задача по представлению в мультимедиа-формате информации о событиях современной отечественной истории. Данная экспозиция благодаря своей насыщенности, исторической выверенности и во многом уникальности контента вполне может использоваться в целях просвещения как молодежи, так и общества в целом.
В то же время, на наш взгляд, перед создателями выставки на данный момент открываются перспективы дальнейшего ее обновления.
Во-первых, это работа по «раскрытию» событий, представленных в хронолентах, и информации о конкретных деятелях современной отечественной истории. Расширение экспозиции в этом аспекте серьезно обогатит ее и может привлечь внимание новых посетителей, в т.ч. школьного возраста.
Во-вторых, это обновление раздела, посвященного истории России в XXI в. Каждый новый год привносит в нашу жизнь новые события, рассказ о которых с позиции историков, безусловно, нужен российскому обществу.
В-третьих, насущным представляется вопрос «перевода» мультимедиа-выставки в онлайн-формат. Сделать это можно в т.ч. с помощью использования новейших видео-форматов, разработки отдельных приложений и платформ и т.д. В результате мультимедиа-выставка может быть обогащена и непосредственно текстами исторических источников, переведенными в актуальный для современной аудитории формат.
2.jpg
Материал подготовлен для ежемесячного журнала для ученых "Клио"