Rectangle 10 Page 1 Shape Combined Shape
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки

Рюрик, князь Ладожский и Новгородский с 862 по 879 год


Личность первого Ладожского и Новгородского князя до сих пор остаётся загадочной и, конечно, легендарной.

Точных сведений о происхождении, впрочем, как и о жизни князя Рюрика нет.

Переселенцы с Дуная (словене) и с берегов Балтики (скандинавы и фризы) стали осваивать север Восточной Европы с VIII века.

Поладив миром между собой, они подчинили кривичей, мерю и чудь. Так родилось новое государство – Русь. Но в 840-х годах страна подпала под власть шведских викингов. Чтобы изгнать захватчиков, пришлось прежних данников превратить в союзников. И после победы те явно не торопились заново изъявлять покорность: «И начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род…».

Русским землям срочно нужен был князь — навести порядок. И в 862 году из Ладоги за море отправилось посольство со словами: «Земля на¬ша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами».



На призыв откликнулся Рюрик – датский королевич, состоявший на службе у Каролингов. Владения Рюрика находились во Фрисландии. Эта страна поддерживала с Ладогой тесные связи, и князя знали на Руси. Он имел репутацию человека твёрдого и решительного.

7 сентября 862 года “Рюрик с дружиной сел” в Ладоге, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Синеус и  Трувор, по русским летописным преданиям, двое из трёх братев-конунгов, то есть, предводителей варяжских дружин, призванных “из-за моря” новгородскими славянами.

Этот год и эта дата прихода варягов на княжения и стали считаться отправной точкой основания Русского государства.

Но есть версия, что никакого «призвания» не было, а был, говоря современным языком, обыкновенный военный переворот, то есть захват власти силой.

С началом правления Рюрика на Руси закончилась варяжская вольница, начался варяжский порядок. Затем Рюрик уехал восстанавливать свои права во Фрисландии, а вернувшись, встретил враждебный приём, так как ну­жда в «твердой руке» уже отпала. Но Рюрик сумел подавить вспыхнувший мятеж Вадима Храброго.

На Руси, сначала в Ладоге, а затем в Новгороде Рюрик правил семнадцать лет. Он и положил начало династии Рюриковичей.

Считается, что у новгородцев хватило средств пригласить Рюрика с дружиной, благодаря, так называемым, «глазкам», из которых составлялись бусы.

Археологи находят множество домонгольских бус в культурном слое при раскопках. Бусы не только привозили из Индии, Закавказья, из арабских стран и из Западной Европы, но и изготавливали с 780-х годов в самой Ладоге. 

Славяне и варяги

Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат римским и греческим писателям — Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья. 

Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". К середине VI века венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты. Что касается более позднего самоназвания "славяне", то точный смысл его не известен. 

Варягами называли наёмных воинов-дружинников различного происхождения. Их приглашали для участия, как в междоусобных столкновениях, так и в войнах с соседними народами и племенами. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути "из варяг в греки", то есть, по водным путям из Балтийского в Чёрное и Средиземное моря. По смыслу скандинавский термин "варяг" является равноценным русскому "ротник" — "присягнувший", "давший клятву в верности" (рота, по словарю В.И. Даля,  — обет, обещанье, зарок, клятва).

Призвание славянами варягов называют легендарным. Называют потому, что документальных свидетельств событий тех лет не сохранилось. Историки в вопросе было ли призвание варягов или не было также не едины во мнении.


Некоторые исследователи полагают, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришёл в землю славян со своим домом (сине-хус) и со своей и верной дружиной (тру-вор).

По мнению некоторых учёных, не исключено, что, вообще, рассказ о добровольном призвании варяжских князей и дружины был создан самими варягами, которые пришли не по приглашению. Но это всё исключительно предположения.

Первая столица Руси

Если с призванием варягов до сих пор остаётся много вопросов, то причина того, почему именно Ладога стала первой столицей Русского государства, более или менее, ясна. Город был важнейшим торговым центром, и, главное, что он стоял на торговом пути «Из Варяг в Греки».

 

Задолго до появления Ладоги на правом берегу Волхова в трёх километрах от Ладоги ниже по течению существовало ещё более древнее славянское поселение под названием Любша.

 

В середине VIII века, когда после прорыва Невы вода из Любши ушла, местность у реки Алодиеки (Нижняя река, ныне – Волхов) стала осваиваться, прежде всего, скандинавскими племенами. Возникает скандинавский город Альдейгьюборг. Потом, когда население Альдейгьюборга обрусело, он стал называться Альдогом, постепенно превращаясь в современную Ладогу, ставшую с возникновением Санкт-Петербурга Старой.

Аскольд и Дир

По преданию, приближённые Рюрика, варяги  Аскольд и Дир на рубеже 863-864 годов отправились в Византию. К этому времени Византийская империя, образованная в 395 году как Восточная Римская империя, занимала все азиатские провинции Римской империи, Египет в Африке, в Европе – Фракию, Мизию, Дакию, Македонию, Эпир, Фессалию.  Столицей Восточной Римской империи (Византии) был Царьград (Константинополь). Город был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена правления римского императора Константина I Великого Флавия. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным.

Путешествовали и, вообще, как правило, перемещались варяги на судах, которые именовались драккарами. Драккар представлял из себя гребно-парусное беспалубное судно.

В мае 864 года Аскольд и Дир по пути в Царьград, столицу Византии, доплыли до Киева. По преданию, увидев на берегу красивый город, они поинтересовались, чей он. Жители рассказали, что “были три брата, Кий, Щек и Хорив… Они-то и построили этот город, затем сгинули”. И вот теперь им приходится тут жить и платить дань хазарам. Аскольд и Дир остались в Киеве и «стали владеть» землей полян. Но некоторые исследователи считают, что «земля полян», – это позднейшая приписка в эту легендарную историю, тиражируемую во всех исторических трудах и учебниках. Вопрос о том, кто, на самом деле, жил в городе до появления там варяжских гостей остаётся открытый. По одной из версий, на той территории несколько веков обитали готы. Хотя, как и вопрос об основании Киева, относящийся к числу наиболее запутанных в литературе, вопрос и народонаселении города остаётся спорным.

В 866 году Аскольд и Дир решили продолжить свой поход на Царьград. Добравшись до столицы Византии (Восточной Римской империи), они заключили мир с греческим императором Михаилом. По одной из версий именно тогда Аскольд и Дир приняли христианство.

Во время одного из походов недалеко от Киева болгары убили сына Аскольда.

В 867 году началось массовое переселение новгородцев на берега Днепра. Летопись сообщает, что в 6375 (867) году “избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много Новогородцкых мужей”. 

Кривичи

Родоначальником племени кривичей в восточнославянской мифологии считается некий Крив. Некоторые исследователи предполагают связь имени Крив с обозначением кривого, а также с литовским наименованием верховного жреца Кривее. Вообще же, кривое, левое и тому подобное характеризует земных персонажей, людей, в противоположность небесным богам (для сравнения Правду на небе и Кривду на земле). То есть, Крива ставят в один ряд с Радимом и Вятко – родоначальниками племён радимичей и вятичей.

Есть версия, что кривичей одними из первых упоминают византийские летописи. Византийцы называли кривичей первыми среди "прочих славиний". И называли, как считается, не случайно. Кривичи жили в центральной полосе на огромном пространстве от Смоленска до Полоцка и Изборска. В городище у Гнездово под Смоленском располагалось крупнейшее поселение русов. Земля кривичей могла стать ядром "Росии". Однако, варяги бесповоротно раскололо племя кривичей на три части: кривичей смоленских, полоцких (они были включены в состав норманнского Полоцкого княжества и стали именоваться полочанами) и изборских (вошли в состав Псковского княжества). А затем, когда центр жизнедеятельности варягов переместился на Днепр, Гнездово уступило первенство Киеву. Смоленская земля стала обычным районом полюдья для русов.

Погребение Рюрика

По преданию, перед смертью в 879 году Рюрик передал княжение своему родичу Олегу и ему же поручил своего сына Игоря, ибо тот был ещё очень мал – “детеск вельми”.

Как совершался обряд погребения Рюрика, точных сведений нет.

Всё-таки, видимо, по варяжскому обычаю – с обязательным созданием кургана.