Всероссийский форум  учителей истории и обществознания
Конференцию по историческому просвещению открыл ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов. Модератором выступил руководитель Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева Максим Костенко. Эксперты обсудили ключевые направления работы педагога в новую эпоху, противодействие фальсификациям и использование в преподавании таких ресурсов, как экспозиции Музея Победы и проект «Россия – Моя история».
«Главная задача, которая стоит перед нами сегодня в сфере образования, – это формирование единого образовательного пространства. Все школы страны уже работают по единым стандартам и единым федеральным программам. В 2022 году защитили предметы мировоззренческого цикла – по ним идет единое преподавание по всей стране. Изучение истории также полностью регламентировано и приведено к единообразию», – отметила Ольга Колударова.
В настоящее время подготовлен проект концепции исторического просвещения, которая включает базовые принципы преподавания истории, и которая станет основой для обновления содержания исторического просвещения в школе. Это обеспечит преемственность между курсами «Окружающий мир» и «История России», что позволит рассматривать историю страны как целостный процесс. Кроме того, концепция основана на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и учитывает государственные интересы. В ее рамках планируются распространение исторических знаний, достижений науки и поддержка социальных практик. Реализация исторического просвещения будет осуществляться через урочную и внеурочную деятельность.
Участники форума также обсудили изменении концепции преподавания обществознания. Новый курс для 9 - 11-х классов будет ориентирован на воспитание нравственных качеств учащихся. С 1 сентября 2025 года обществознание исключено из программы 6 - 7-х классов, а с 1 сентября 2026 года его будут изучать только в 9 - 11-х классах. Разработку единых учебников по обществознанию для старших классов планируется завершить в 2025 году, их поэтапное внедрение начнется с 2026 года.
Высвободившиеся учебные часы позволили увеличить количество уроков истории в 6 - 8-х классах до трех в неделю. Также проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России для усиления роли отечественной истории в мировом контексте и укрепления гражданской идентичности. Наряду с этим, в соответствии с поручением Президента РФ, ведется работа по включению курса «История нашего края» в обязательную программу и созданию единых учебников по региональной истории.
С 1 сентября 2026 года планируется введение нового учебного предмета «Духовно-нравственная культура России» (ДНКР) для 5 - 7-х классов, который направлен на формирование у школьников мировоззрения на основе традиционных ценностей. Он будет изучаться в 5-х классах с 2026 года в объеме 17 часов, а в 6 - 7-х классах с 2027 года по 34 часа. В рамках предмета учащиеся будут знакомиться с жизнью, деятельностью и личными качествами выдающихся отечественных государственных и общественных деятелей, которые сыграли значительную роль в развитии страны.
В форуме принял участие Иван Привалов, научный редактор проекта «Россия – Моя история». Он рассказал о возможностях проекта «Россия – Моя история» для школьников и учителей, которые являются одними из главных посетителей мультимедийных исторических парков в 25 городах России.
«Экспозиции исторических парков «Россия – Моя история» задумывались как живой учебник, как аналог бумажным изданиям. Поэтому работать учителям на них очень удобно, а детям интересно. А то, что выставки создавались непосредственно вместе с ведущими историческими и педагогическими организациями Российской Федерации, такими как Московский педагогический государственный университет, Институт российской истории РАН, делает эти выставки идеальным подспорьем для учителей истории и обществознания», – отметил Иван Владимирович.
Особый интерес у участников вызвали тематические лекции. Помощник Президента РФ Владимир Мединский в своем выступлении, посвященном декабристам, подчеркнул важность детального изучения исторического контекста и подготовки учебников по истории, которая ведется в том числе при постоянном взаимодействии с учительским сообществом.
Референт Управления Президента РФ по государственной политике в гуманитарной сфере Владислав Кононов в своей лекции «История: просто о сложном» обратил внимание на то, что исторический суверенитет представляет собой способность самостоятельно трактовать свою историю, не используя заимствованные извне модели для этих трактовок.
СР – ВС 11:00 — 19:00 (вход до 18:00) Запись на экскурсию 84955443824