Игорь Рюрикович (Старый)


По летописным сведениям, мать Игоря, Ефанда, жена Рюрика, была из рода норвежских королей. Но родился Игорь на русской земле и с раннего детства находился на попечении князя Олега.
При жизни опекуна Игорь не проявлял самостоятельности в делах управления. Примечательно, что в 907 году, уходя в поход на греков, Олег не взял его с собой, а ведь Игорь считался уже взрослым мужчиной (позже, когда умер Вещий Олег, сыну Рюрика было уже за тридцать).
Однако, после смерти Олега Игорь проявил себя как удачливый военачальник. Он подавил восстание древлян, покорил племена между Днестром и Дунаем, в 913 году совершил поход по побережью Каспийского моря и захватил богатую добычу. Во время этих походов в пределы Руси вторглись печенеги. С ними Игорю удалось заключить перемирие.

В 941 году князь предпринял первый поход на Византию (Восточную Римскую империю). Поход закончился поражением. Русские ладьи были сожжены «греческим огнем». Лишь части кораблей удалось спастись. Позже на них был совершён успешный поход на Каспий. Подробную информацию о тех походах можно изучить в историческом парке "Россия-Моя история".

Второй поход, в 944 году, оказался удачным. Император Роман предложил Игорю договор, не столь выгодный, чем заключённый когда-то Олегом, но князь предпочёл не рисковать и принять его «на все лета, пока солнце сияет и весь мир стоит», восстановив торговые отношения с греками, так стратегически важные для Руси.
Через год Игорь отправился в Искоростень. «Мы наги…» — роптали его дружинники после тяжёлых походов. Единственное, чем Игорь мог восполнить потери, — это постараться больше собрать дани с древлян. Ещё раньше он утяжелил её, а теперь прибавил к ней новую. Уже на пути из Искоростеня в Киев князь вдруг решил вернуться и вторично собрать дань. Это его и погубило. По преданию, древляне, рассудившие, что если «повадится волк к овцам, выносит все стадо», схватили Игоря и казнили, привязав к вершинам двух согнутых деревьев.

Игорь был женат на Ольге. Незадолго до гибели в его семье появился наследник – Святослав.

О том, что стало с телом убитого Игоря ничего не известно. Было ли оно выдано для погребение и погребено ли, вообще, не известно.
Вообще, у русских язычников, как и у варягов, бытовал обряд трупосожжения на костре (кремация). Покойного иногда в салазках, иногда в лодке либо в ладье клали на краду (погребальный костер, дрова которого были выложены срубом). Верования варягов и русских постепенно смешивались.
После прогорания крады остатки костра и прах усопшего собирали в горшок или в урну. Чаще всего его переносили на новое место, где над прахом насыпали курган.
Обряд похорон продолжался стравой: пиром-поминками. Особым обрядом поминовения павших за род в бою воинов была тризна. Обряд этот включал в себя состязания в честь умершего, боевые игры и поминальные пиршества на которых часть народа оплакивала смерть человека, а другая часть веселилась продолжению жизни рода. До сих пор в честь умершего воина салютует из стрелкового оружия, провожая его в последний путь.
Длился обряд тризны три дня и совершался обычно на кургане покойного либо в близи него. По завершении на кургане оставлялась треба теперь уже ушедшему предку. Курган досыпался вторично, скрывая таким образом в себе остатки поминальной трапезы. Иногда на его вершине ставился чур в память о покойном. Чур — божество защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага, охраны права собственности. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. Чур охранял человека от всякой «порчи», «нечистой силы». Видимо, поэтому до сих пор употребляется выражение «Чур меня», когда человек хочет защититься от чего-то нехорошего.
После похорон надо было, первым делом, коснутся очага или печи. Считалось, что этим человек очищался от прикосновения смерти.
Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке "Россия-Моя история".