Вот что рассказывает об этом Игорь Самарин: «Осенью 1889 года возле острова Тюлений нашим охранным судном «Крейсерок» была арестована американская промысловая шхуна «Роза», которая занималась браконьерством возле острова Тюлений, пытаясь незаконно добыть шкуры морских котиков. Часть американской команды была переведена на «Крейсерок», а часть русской – переместилась на «Розу».

Обе шхуны пошли во Владивосток. Но ночью они разлучились в море из-за плохой видимости, а радиосвязи в то время еще не было. «Крейсерок» ушел своим курсом, а шхуна «Роза» отправилась в неизвестном направлении. Произошло это, скорее всего, по вине американцев, оставшихся на борту, которые намеренно сбили компас. Ориентироваться по сломанному компасу невозможно, поэтому «Роза» выскочила на берег, и была разбита морским накатом. Американцы и русские пытались спастись на шлюпке. К сожалению, в борьбе со стихией выжить удалось только русской команде, которой пришлось вернуться на судно. Шхуну било, разламывало прибоем, и поэтому выжившим пришлось спасаться вплавь, пытаясь добраться до берега на деревянных обломках. Выплыл единственный человек – Василий Корсунцев. Он увидел, что больше никто не спасся. Ему пришлось самостоятельно добираться до поста в Тихменевском (нынешний Поронайск), где он сообщил о гибели шхуны «Роза».

На тот момент Василий не знал о судьбе «Крейсерка». Когда весной следующего 1890 года на место крушения пришла шхуна «Алеут», члены ее экипажа обнаружили следы происшествия. Обломки «Розы» были разбросаны по всему побережью Мыса Терпения. Моряки нашли единственный обезображенный труп человека, опознав в нем командира шхуны «Роза» – лейтенанта Андрея Налимова. Его труп был опознан по высоким американских кожаным болотным сапогам, а само тело было обезглавлено и лишено конечностей. Прибывший экипаж организовал похороны. На берегу Налимову поставили памятник, который был изготовлен во Владивостоке. А обломки шхуны, вероятнее всего, сильными штормами и течениями, очень непредсказуемыми в этом районе, таскало по всему побережью, и, наконец, ее носовая часть была выброшена в сторону Мыса Терпения и пролежала там до 1970-х годов (сохранились фотографии, подтверждающие это).

На восточном побережье Мыса Терпения в этом году я (прим. Игорь Самарин) во время посещения мыса в компании начальника маяка обнаружил неопознанные объекты, которые, по словам моего сопровождающего, вымыло из песка, и которые лежали на полосе прибоя. Когда мы подобрались к находке поближе, было обнаружено, что она является пером рулевого устройства большой деревянной парусной шхуны «Роза».

На сегодняшний день единственным зафиксированным фактом гибели шхуны является эта находка. Руль сделан из деревянных плах, окован бронзовыми обоймами. Поэтому есть предположение, что он имеет отношение непосредственно к трагедии, которая произошла на берегу Мыса Терпения 131 год тому назад.

Экспонат планируется разместить в стенах Музейно-мемориального комплекса «Победа» или Исторического парка «Россия – моя история». Данная находка свидетельствует не только об истории охраны природных богатств страны. Это – часть военной истории России.

Уверен, что новый экспонат отлично впишется в военную тематику, которой занимается Музейно-мемориальный комплекс «Победа».