Rectangle 10 Page 1 Shape Combined Shape
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки

Цикл лекций «История как жанр»


pic 23 Июля

В течение июля месяца по вторникам в Историческом парке пройдут лекции из цикла «История как жанр».

Автор и ведущий - писатель и историк, главный редактор проекта «Россия – моя история», журналист, автор и ведущий телевизионных проектов Александр Мясников.

Вход на лекции свободный. Предварительная запись не требуется.

Программа
мероприятий

02 Июля Вторник

17:00

Лекция «Человек в истории и история в человеке»

Что связывает каждого из нас с прошлым? И что это за связь? Как не затеряться в лабиринтах истории? Как прошлое помогает осознать и понять настоящее и самого себя?

Историчность человека состоит не только в том, что, живя в настоящем, он осознает, что было прошлое, а впереди есть будущее, но и в развитии его представлений об истории.

С. М. Соловьев писал: «Если к каждому частному человеку можно обратиться с предложением: „Скажи нам, с кем ты знаком, и мы скажем тебе, кто ты таков", — то к целому народу можно обратиться со следующими словами: „Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков".

Что значит память?

Есть удивительная взаимосвязь, между памятью и памятниками. Именно памятники и призваны хранить следы ушедших времён. Какие же истории хранят памятники и насколько неожиданными эти самые истории бывают.

09 Июля Вторник

17.00

Лекция «Тайный код русской кухни»

Как известно, всех людей волнуют три вопроса, которые достаточно ёмко сформулировал весёлый мудрец Омар Хайям: откуда мы пришли? куда свой путь вершим? в чём жребий наш. И к этой высокой триаде примыкает ещё одна, вполне закономерная: что ели, что едим, что будем есть?

Еда и человечество. Трудно найти два явления более тесно переплетённых и связанных между собой, чем эти. Развитие цивилизации неотрывно от развития производства продуктов питания. Тот самый рывок, цивилизационный скачок произошёл тогда, когда человек перестал бегать за едой, а стал её выращивать. Как это случилось, в первую очередь, с хлебом.

Древнегреческий философ и врач Гиппократ утверждал, наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

И вот ведь, что удивительно - как и все наши древние и мудрые предки, он был правы. Мало того, именно на таких принципах, осознанно или неосознанно, и строилась древняя кухня. В том числе, и русская кухня.

Как складывалась русская кухня, что её отличает от кухонь других стран, какие блюда являются исключительно российским брендом. Какие всемирно известные блюда изобрели министр финансов Российской империи и один из богатейших русских аристократов?

16 Июля Вторник

17.00

Лекция «Тайны и мистика портретов»

Любуясь красочными полотнами великих мастеров, мы подчас не подозреваем о тайных знаках, которые скрыты в этих картинах. Что же это за знаки? Почему и зачем художники оставляли эти зашифрованные послания? И как эти знаки отражались в судьбах самих живописцев?

Между изображением человека и его дальнейшей судьбой существует мистическая связь. Это доказывают истории известных художников.

Ни один жанр живописи не окружен таким ореолом мистики и тайны, как портрет. Написано немало книг, в которых рассказываются истории об оживших портретах, забирающих жизнь своего оригинала. Из уст в уста передаются страшные истории о скоропостижной смерти тех людей, которые позировали мастерам кисти. Ещё в XV столетии Корнелий Агриппа Неттесхеймский писал: "Бойтесь кисти живописца — его портрет может оказаться более живым, чем оригинал".

Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.

Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.

Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.

Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились. И таких примеров множество. Можно вспомнить и роман Оскара Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Откуда появился мистический страх перед собственным изображением?

Почему и как родился этот миф о взаимосвязи героя портрета, самого портрета и живописца. Или не миф?

23 Июля Вторник

17.00

Лекция «Тайны Чингисхана»

Мифы в истории. В слове «миф» нет ничего оскорбительного. Миф – это ненаучный способ описания мира и, одновременно, система накопленных народом знаний о мире. Иными словами, мифология – это народный аналог науки. Она отвечает на главные вопросы: как устроен мир? Когда и из чего была сотворена Земля? Почему светит солнце, горят звезды, идет дождь, гремит гром? Что такое человек? Почему люди умирают и куда они попадают после смерти?

Многие из этих вопросов нельзя считать до конца решенными. Мифология отвечает на те же вопросы, что и наука, но со своих позиций. Мифологическое знание так же логично, как и научное, просто логика эта иная. Великая монгольская империя, Чингисхан, Орда и прочее. Где реальность переходит в миф?

В чем секреты успеха Чингисхана: в прекрасной военной разведке, организации почты и связи? Или у потрясателя Вселенной были другие тайны?

Все разговоры о коварстве и злобе монголов равно, как и разного рода рассказы о силе монгольских батыров, -- это всё легенды и байки. У всех армий мира были и свои богатыри, и всем хватало коварством. Причина побед и возможность создания самой большой в истории человечества империи кроется совсем в другом.

С точки зрения военного дела, монгольская армия была никудышней. Воины не имели железных лат, основной вид вооружения был луки сабли, а копья были далеко не у всех. Мало того, всё это оружие было трофейным, да, вообще, хороший пастух, это не всегда хороший воин.

Разговоры о том, что монголов были миллионы – это откровенная ложь тех, кто пытались объяснить своё поражение.

Например, когда монгольская армия воевала с Хорезмшахом, то соотношение сил было один к десяти в пользу армии Хорезмшаха. А во время войны с империей Цзинь соотношение было один к тридцати в пользу имперской армии.

Так почему же монгольская армия выигрывала большие сражения. В чём тут хитрость?