Совместная выставка музея-заповедника «Царское Село» и Санкт-Петербургского мультимедийного Исторического парка «Россия – моя история». Экспозиция «История в предметах» знакомит посетителей с трехвековой историей летней парадной императорской резиденции и ее венценосными владельцами. Проект представлен виртуально на нашем сайте и продолжается на площадке Исторического парка. 

Каждый месяц в течение года, начиная с 24 июня, будет демонстрироваться один экспонат или небольшой комплекс предметов из собрания музея, рассказывающий о том или ином событии, историческом факте конкретного месяца в исторической ретроспективе. Экспонатами выставки станут произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, мемориальные предметы, прежде всего связанные с представителями императорской фамилии Романовых. Среди тем выставки – провозглашение Петра I императором, взятие Парижа русскими войсками в 1814 году, открытие в России первой железной дороги, освобождение крестьян от крепостной зависимости и другие.

Тема июньской экспозиции – основание Царского Села 24 июня 1710 года. Среди экспонатов – медаль в память 200-летия основания города Царского Села, афиша «Царскосельская юбилейная выставка. 1710–1910. 10 августа – 26 сентября 1911 года», медаль Царскосельской юбилейной выставки 1911 года, проект трамвайного вагона и формы для трамвайных служителей Царскосельской городской дороги.

За два века существования Царское Село выросло из небольшого поселения в крупный благоустроенный город с водопроводом и канализацией, большим числом престижных учебных и оздоровительных заведений. К концу XIX века Царское Село было первым европейским городом, уличное освещение которого было полностью электрическим. Близость и удобство сообщения со столицей, чистота и ухоженность городских пространств, внедрение последних достижений прогресса в повседневную жизнь приводили к стабильному росту населения Царского Села, что требовало дальнейшего развития инфраструктуры города.

200-летний юбилей Царского Села, носившего статус официальной императорской резиденции, праздновали масштабно: разработка программы торжеств началась уже в 1909 году и была утверждена Николаем II в мае 1910 года. Важным пунктом программы стала художественно-промышленная выставка, целью которой было «служить показателем исторического хода развития города Царского Села в областях промышленности, народного образования, искусства и проч., а с другой стороны – содействовать к поднятию сельскохозяйственной культуры Царскосельского уезда».

Выставка проходила в более чем 100 городских зданиях, парковых и специально выстроенных павильонах. За время работы с 10 августа по 5 октября 1911 года ее посетило около 255 тысяч человек.

Июльский раздел дополняет экспозицию двумя предметами:

«Акафист трем святителям». Принадлежавший наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу, приобретен музеем в 2015 г. на американском аукционе «Jackson's Auction».  Молитвенник покинул Александровский дворец-музей после закрытия в 1931 г. экспозиции Детской половины, когда книги, игрушки и мебель из комнат великих княжон и наследника были переданы в различные библиотеки, музеи и детские учреждения; а иконы, пасхальные яйца, образки и другие ценные предметы — в Госфонд для последующей продажи.

Икона с изображением святых мучениц сестер Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, казненных язычниками за христианскую веру в Риме в 137 г., была поднесена жительницей Вологодской губернии наследнику русского престола цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю его четвертого дня рождения. На обороте доски выжжен текст: «На прославление Дня рождения дорогого наследника престола цесаревича и великого Князя Алексея Николаевича 30 июля 1904 г. преподносится сия икона крестьянкой, вознося молитвы господу Богу и прося всех лучших благ и всякого земного благополучия и небесного спасения и доброго здравия на премногие многие лета. 1908 г. верноподданная монархистка Надежда Шестакова Вологодской губернии Тотьминского уезда Чучковской волости деревни Мазовки».

Экспонаты представлены в электронном формате в экспозиции «Романовы».

Августовский раздел посвящен Николаевской эпохе — необыкновенно интересному и противоречивому времени. Времени, в котором, на первый взгляд, совершенно парадоксально, а при ближайшем рассмотрении, вполне органично сочетались «чугунный» устав о цензуре 1826 г. и расцвет классической русской литературы.

Если русская литература «вышла из гоголевской шинели», то в определенном смысле, многие успехи и достижения русского искусства, ставшие в середине XIX в. совершенным открытием для лучших умов Европы, вышли из николаевского времени. Это время острейших и порою неразрешенных социальных и политических конфликтов. Это время героической обороны Севастополя и трагического завершения Крымской войны. Это эпоха, которая никогда не перестанет волновать любого человека, интересующегося историей России.

Сентябрьский раздел выставки «История в предметах» представлен кубком с изображениями Елизаветы I, Екатерины II и Павла Петровича. В описи предметов дворца великого князя Владимира Александровича предмет отмечен как «бокал слоновой кости с портретом Екатерины II, Елизаветы Петровны и Павла I». Кубок экспонировался в Екатерининском дворце с конца 1930-х гг. до 1941 г.

Также посетители зала «Романовы» смогут увидеть медаль в честь второго бракосочетания великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. 

Октябрьский раздел выставки представлен тремя предметами. Это кокарда персонала Царскосельской железной дороги, пряжка ременная чинов Царскосельской железной дороги, альбом М. К. Белявского "Сооружение Императорского пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом".

Император Николай I, еще в детстве проявивший значительные способности к инженерному делу, всегда с интересом и вниманием следил за развитием железных дорог в Европе и США. Неоднократные личные встречи с инженером и предпринимателем С. И. Мальцевым и чешским инженером Ф. А. фон Герстнером в 1835–1836 гг. и их доводы о пользе железнодорожного транспорта для государства окончательно убедили императора в своевременности начала строительства первой железной дороги в России. Позже С. И. Мальцев вспоминал слова императора: «Я верю, что можем строить в России железные дороги; в Америке, где снегу много, выстроили; я посылаю осмотреть и начнем!».

Амбициозные планы по строительству магистралей через всю страну до Казани и Таганрога или в Индию и Китай, предложенные предпринимателями, были отвергнуты ввиду дороговизны проектов для казны, которая была обременена внушительным внешним долгом после наполеоновских войн. Вероятно, это же обстоятельство послужило причиной того, что строительство первой в России железной дороги началось с привлечением средств частного капитала. 16 апреля 1836 г. был обнародован указ, подписанный императором 21 марта, об утверждении «Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска».

С этого момента именно в этот день вплоть до 1917 г. в Российской Империи отмечался День основания железнодорожного транспорта.

Ноябрьский раздел представлен портретом Петра I, исполненным с оригинала, написанного в 1698 г. придворным живописцем Годфридом Неллером (1649–1723), портретистом немецкого происхождения, с 1676 г. по 1723 г. служившим придворным художником британских монархов от Карла II до Георга I. 


Царь изображен в полный рост в рыцарских латах и в горностаевой мантии с адмиральским жезлом в правой руке, несмотря на тот факт, что чин адмирала Петр I принял только в 1721 г. после заключения Ништадтского мира. За ним на красной подушке лежат корона и держава. Фигура царя помещена на фоне раскрытого окна, за которым видны море и боевые корабли с Андреевским флагом.